Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В самом общем смысле, ценовая дискриминация возникает, когда продавец назначает различные цены на один и тот же товар или услугу. Для возникновения ценовой дискриминации необходимо выполнение трех условий: установление доминирующего положения продавцом с целью контроля цен, возможности разделения покупателей в зависимости от различных факторов и устранение возможностей проведения ценового арбитража.
Ценовая дискриминация является распространенным типом злоупотреблений доминирующим положением, усиливающим возможности фирмы получения дополнительной прибыли. Дискриминация третьего типа, согласно классификации Пигу, усиливает рыночную власть фирмы за счет разделения покупателей на группы и установления различных цен на одни товар или услугу. Согласно экономической теории, с целью осуществления дискриминации третьего типа фирма должна иметь возможность разделять потребителей на группы в зависимости от эластичности спроса. При этом, современные достижения в области маркетинга и изучения потребительского поведения, позволяют осуществлять подобные действия.
Целью данной работы является исследование концепции ценовой дискриминации в теории и практике РФ.
Предметом работы являются методы исследования процессов ценовой дискриминации и конкуренции в экономике.
Объектом исследования является экономика России.
Для достижения цели работы перед автором ставятся следующие задачи:
-Рассмотреть теоретические аспекты ценовой дискриминации;
-Проанализировать конкуренцию в экономике России.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ
1.1 Эволюция понятия «ценовая дискриминация»
Ценовой дискриминацией (от лат. discriminatio — различение) называют установление продавцом разных цен на различные единицы одного и того же товара, продаваемые одному или разным покупателям. При этом отличия в ценах не отражают различий в затратах, необходимых для поставки товара или обслуживания покупателей.
Ценовая дискриминация — поведение продавца на рынке в условиях несовершенной конкуренции, когда он устанавливает разные цены на одинаковый товар.
Цены могут отличаться в зависимости от:
• качества товара или услуги;
• объема потребления (скидки оптовым покупателям)
• дохода покупателя, если он известен продавцу;
• времени покупки (ночной, праздничные или выходные дни, в разгаре или в конце сезона).
Базисом для использования конкурентных преимуществ товаров и услуг в ценовой дискриминации (ЦД) стали основные концепции экономической теории.
Ценовая дискриминация — это ситуация на рынке, когда один и тот же товар или услуга продается различным покупателям по различным ценам. Проведение ценовой дискриминации возможно только на рынке несовершенной конкуренции в силу наличия у монополиста власти над ценой. Впервые понятие появилось в XIX веке благодаря Ж.Дюпюи («О мере полезности гражданских сооружений») [1], а наибольший вклад в развитие ценовой дискриминации внесли А. Пигу ("Экономическая теория благосостояния") [4] и Дж. Робинсон ("Экономическая теория несовершенной конкуренции") [3].
Понятие ценовой дискриминации было введено в экономическую теорию английским экономистом А. Пигу, хотя это явление было известно и раньше. Пигу предложил три вида ценовой дискриминации: совершенную, второй степени, третьей степени.
По Дюпюи, в основе ценовой дискриминации лежит концепция полезности. Именно Дюпюи очертил основную идею ЦД, определив, что один и тот же товар продается по разным ценам разным покупателям, причем различия в ценах является безотносительно к разнице в расходах. Кроме определения ценовой дискриминации, Дюпюи частично освещает и условия, необходимые для ее осуществления. Негоциант (коммерсант, предприятие) может вести такую деятельность только в том случае, если он защищен от конкуренции, то есть является монополистом. Данное условие необходимо для того, чтобы продавец мог контролировать цену.
По версии Дюпюи, установление цен зависит не только от интересов продавца-монополиста, но и от того, как оценивают ту или иную вещь покупке. Исходя из теории полезности, один и тот же товар имеет разную полезность, поэтому и цены, которые потребители готовы платить за него, могут быть разными. Поскольку существуют разные (отдельные) группы покупателей - «богатые, зажиточные и бедные», то монополист способен распознать эти группы, учесть разную готовность платить за товар. Но Дюпюи рассматривал СД, прежде всего, с точки зрения потребителя: увеличение прибыли представляет собой изъятие в пользу монополиста большей или меньшей части избыточных средств потребителя, в противном случае принадлежал ему.
Почти одновременно с Дюпюи вопрос о ценовой дискриминации исследовалось еще одним английским инженером и экономистом Д. Ларднер. Ларднер анализировал ценовую дискриминацию с позиции теории фирмы [3, с. 261]. Он доказывал, что дискриминация может использоваться как средство, с помощью которого фирма способна максимизировать прибыль.
При этих предположениях на рынке возникнут условия, при которых дискриминация позволит монополисту получить наибольшую прибыль. Данный тип ЦД получил название совершенной дискриминации. Термин «совершенная дискриминация» впервые приняла Дж. Робинсон [3].
Итак, ценовая дискриминация происходит при следующих условиях:
1) если продавец владеет достаточно высоким уровнем монопольной власти, которая обеспечивает ему контроль над производством и ценами;
2) если есть возможность сегментации рынка, то есть распределения покупателей на разные группы, которые имеют разную эластичность спроса по цене;
3) если тот, кто покупает товар дешевле, не может потом его перепродать дороже.
1.2 Виды, механизмы, формирования равновесной цены и виды ценовой дискриминации
В условиях рыночной экономики конкурентные силы способствуют синхронизации цен спроса и цен предложения, что приводит к равенству объемов спроса и предложения.
Точка равновесия обозначается Е (рис.1.1).
В точке равновесия: РЕ = РS = РD ,
где РЕ - равновесная цена;
РS - цена предложения;
РD – цена спроса.
В точке равновесия: QЕ = QS = QD.
Равновесная цена – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.
Рис.1.1. Цена равновесия и отклонения от нее [8, c. 209]
Но, пересечение кривых спроса и предложения, знаменитый маршаллианский крест, определяет равновесные цену и объем выпуска только на гипотетическом рынке совершенной конкуренции. Не значит ли это, что на несовершенно конкурентных рынках, в том числе и в случае монополии, само понятие равновесия и равновесной цены не имеет какого-либо содержания? Скорее всего, нет.
При совершенной ценовой дискриминации цена каждой единицы продукции устанавливается на уровне цены спроса именно этой единицы, в результате чего весь потребительский излишек присваивается монополистом, в случае простой, недискриминационной монополии принадлежал покупателям.
На практике совершенная ценовая дискриминация возможна только тогда, когда монополист обладает совершенной информацией о функции спроса всех возможных потребителей своего товара. Такая ситуация возможна только тогда, когда каждая единица товара изготавливается по индивидуальному заказу.
Совершенная ценовая дискриминация наиболее часто выявляется в российской антимонопольной практике, однако, несмотря на очевидность нарушения - установления различных цен на идентичные товары, реализуемых в сопоставимых условиях, такие решения часто отменяются судебными органами. Причиной этого является необходимость доказательства отсутствия различий в затратах на поставку продукции различным потребителям, а также мнение контрагентов о том, что их экономические интересы не нарушены. Между тем нормы антимонопольного законодательства запрещают такое экономическое поведение вне зависимости от мнения контрагентов. Поэтому в современных условиях необходимо при антимонопольном регулировании развивать практику установления не только экономического обоснования ущерба потребителям, но и конкурентам и потребителям конкурентов, а также влияние на состояние конкуренции на рынке.
Рис. 1.2 Типы ценовой дискриминации (классифицирующий признак - возможность идентификации потребителей) [19, c. 315]
Согласно самому общему определению дискриминация первой степени по А. Пигу или совершенная дискриминация первой степени определяется как ценовое поведение доминирующей фирмы, при котором каждому покупателю устанавливается цена, при которой весь излишек потребителя переходит продавцу [1]. То есть ситуация, при которой каждому покупателю назначается максимальная цена, которую он готов израсходовать на покупку определенного вида товара.
Таким образом, ценовая дискриминация первой степени позволяет одной или нескольким действующим на рынке фирмам устанавливать цены, соответствующие максимуму, при котором покупатель будет совершать сделку и тем самым лишать его излишка потребителя.
Однако в практике данный вид ценовой дискриминации не является распространенным из-за необходимости оценивать потребности каждого из потенциальных покупателей при назначении цены. При этом установление данной цены определяется на основе алгоритмов анализа больших массивов данных (big data). Более эффективным для установления цен для множества потребителей устанавливать отправные цены или ценовые коридоры по отношению к отдельным группам покупателей, объединенным каким-то общим качеством, оказывающим влияние на масштаб и интенсивность потребления.
В ряде исследователей данная форма ценовой дискриминации определяется как поведение продавца, в котором он делает единственное предложение покупателю «бери или оставь». В России ценовая дискриминация всех форм, и в том числе совершенной ценовой дискриминации регулируется нормами антимонопольного законодательства, а именно подпунктом 6 пункта 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции от 26.04.2006. Согласно данному нормативному акту в случае, если установлено, что компания занимает доминирующее положение на рынке, то компании запрещается устанавливать различные цены на аналогичный товар, если эта разница не определена объективными различиями в установленных ценах.
Следует отметить, что в целом, показателем совершенной ценовой дискриминации для антимонопольных органов является оценка размаха вариации межу ценами, установленными различным потребителям. Однако, несмотря на очевидность данного вида нарушения на основании данных 2007-2018 года более 50% дел антимонопольных органов в отношении ценовой дискриминации отменяются судами различных инстанций [4].
Причиной такого положения явилось то, что кроме непосредственно установления самого факта дифференциации цен необходимо также определить то, что их различия не были связаны с экономическими причинами.
Совершенная ценовая дискриминация, которая выражается в установлении на каждую единицу однородного товара индивидуальной цены, равной цене ее спроса. Такая цена получила название резервированной цены покупателя. В чистом виде такая ценовая политика трудно осуществима, так как фирма не только не знает резервированной цены каждого покупателя, но и не может узнать ее уровень у покупателя, так как в его интересах снизить ее величину. То есть недостаток информации не позволяет в полной мере ввести совершенную ценовую дискриминацию.
Ценовая дискриминация второй степени выражается в установлении различных цен на определенные партии товаров в соответствии с одной и той же функции спроса. На практике она часто принимает форму разного рода скидок (в зависимости от объема партии закупки, сроков предоплаты и т.д.). В этом случае монополист увеличивает объем реализованной продукции, а потребитель может достичь определенной экономии при увеличении разового объема закупки.
Ценовая дискриминация второй степени существует тогда, когда цены продукции одинаковы для всех покупателей, но отличаются в зависимости от объема покупки так, что связь между общей выручкой монополиста (расходами покупателей) становится нелинейным. Такие цены часто называют нелинейным или багатоставочним тарифу. Ценовая дискриминация второй степени существует из-за того, что продавец не может определить платежеспособность покупателей (эластичность спроса). Поэтому он предлагает каждому одинаковую структуру цен, предоставляя возможность самому покупателю (потребителю) выбрать величину покупки и ее специфические условия. Например, при пользовании телефоном потребители РФ, кроме абонентской платы, платят за телефонные услуги более 100 минут
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Дюпюи Ж. О мере полезности гражданских сооружений / Ж. Дюпои // Теория потребительского поведения и спроса. - СПб., 1993. (Вехи экономической мысли ; Вып. 1). - С. 28-66.
2. Hooks D. Monopoly Price Discrimination in 1850 : Dionysius Lardner / D. Hooks // History of Political Economy. 1971. Vol. 3, № 1. - Р. 208-223.
3. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции / Дж. Робинсон - М. : Прогресс, 1986. - 469 с.
4. Pigou A. C. The Economics of Welfare / Pigou, Arthur Cecil, 1920. - London: Macmillan and Co. - Pub. Date 1932. - 463 р.
5. Тарифы на оплату услуг [Электронный ресурс] ИКК http://www.zhkh.su/tarify zhkh/ (Дата обращения 22.12.2021 г.)
6. Зарубежный опыт организации и регулирования сферы ЖКХ [Электронный ресурс] ШК: http://e-koncept.ru/2018/55113.htm (Дата обращения 22.12.2021 г.)
7. Алексеев Й., Князь С, Талатура Й. Управление развитием естественных монополий: задачи, функции, методы// Конкуренция.-2020, №11 (24).
8. Антимонопольная деятельность: учебник / В.Д. Лагутин, Л.С. Головко, Ю.И. Крегул и др..; [под ред. проф. В.Д. Лагутина].-К.: КНЭУ, 2019.-580 с.
9. Базилевич В.Д., Попов В.М., Базилевич К.С., Найдич Н.М. Экономическая теория: политэкономия: Учебник для студентов высш. закл. Образования / Под ред. В.Д.Базилевича.-2-е изд., Перераб.-М.: Изд-во, 2017.-581 с.
10. Базилевич В.Д., Попов В.М., Базилевич К.С., Найдич Н.М. Экономическая теория: Политэкономия: Учебник / Под ред. В.Д.Базилевича.-3-е изд., Перераб. и доп.-М.: Изд-во, 2021.-615 с.
11. Борисенко З.М. Конкурентная политика государства как фактор развития экономики России / З.М. Борисенко.-К.: Таксон 2020.-344 с.
12. Бутыфкин А.Я. Естественные монополии: Теория и проблемы регулирования / А.Я. Бутыфкин.-М.: Новый век, 2019.-152 с.
13. Веймер Д.Л., Вайнинг А.Р. Анализ: концепции и практика. Пер. с англ. за наук. ред. О.Килиевича.-К.: Основы, 2020.-654 c. Розд.3-4.
14. Зелинская А.Н. Особенности применения ценовой дискриминации естественными монополистами / / Научный вестник НЛТУ России.-2020.-Вып.. 18.-С. 11-19
15. Кокорев В. Институциональная реформа в сфере инфраструктуры в условиях естественной монополии / В. Кокорев // Вопросы экономики.-2020.-№4.-C. 115-133.
16. Лир В.Э. Приватизация как стратегический инвестиционный ресурс государства на этапе формирования рынка электроэнергии / В.Е. Лир / / Энергетика: экономика, технологии, экология.-2021.-№ 1.-С. 12-17.
17. Маятникова Е.В. Зарубежный опыт регулирования естественных монополий / Е.В. Маятникова // Экономический журнал ВТО.-2020.-№3.-С. 342-357.
18. Микроэкономика и макроэкономика / С. Будаговська, А. Килиевич и др.. Учебник для подготовки магистров государственного управления под ред. С. Будаговского.-К.: Основы, 2019.-518 с.
19. Милютин А.Е. Ценовая дискриминация монополий: современные реалии / / Академия банковского дела. Сборник научных трудов.-2021.-№ 1.-С. 314-322
20. Н.ГрегориМенкью. Принципы экономикс:-Спб: Питер Ком, 2017.-784 с. Гл. 15-17.
21. Наприенко Д.В. Развитие государственной политики по регулированию деятельности естественных монополий в России / / Экономика России.-2020.-№ 1.-С. 13-20
22. Пиндайк Р., Рубинфелд Д. Микроэкономика.-К.: Основы, 2016.-646 с. Разд. 10-12.7. Портер, Майкл Е. Стратегия конкуренции: Методика анализа отраслей и деятельности конкурентов / Пер. с англ. А.Олейник, Р.Скильський.-К.: Основы, 2017.-390 с.
23. Семюелсон Пол.А., Нордгауз Уильям Д. Микроэкономика.-К.: Основы, 2014.-676 с.
24. Смирнова О.О. Антимонопольное регулирование розничных рынков нефтепродуктов: практика, анализ, инициативы. [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://fas.gov.ru/analytical-materials/analytical-materials_30815.html
25. Стадницкий Ю., Кривуцкий В. Методы формирования цены на продукцию естественных монополистов / / Региональная экономика.-2020, № 4.
26. Студенцов В. Государство и естественные монополии / В. Студенцов // Мировая экономика и международные отношения.-2019.-№9.-С. 86-97.
27. Экономическое развитие и государственная политика / Ю.Бажал, О.Килиевич, О.Мертенс и др.. Учеб. пособие под общ. ред. Ю.Еханурова и И.Розпутенка.-М.: Изд-во УАДУ 2014.-480 с. Част. 2, розд.2.6.
28. Borenstein S., Cameron A.C., Gilbert R. Do Gasoline Prices Respond Asymmetrically to Crude Oil Price Changes? // The Quarterly Journal of Economics.-1997.-Vol. 112.-No. 1.-Pp. 305-339.
29. Layson S.K. Market Opening under Third-Degree Price Discrimination // The Journal of Industrial Economics.-1994.-Vol. 42.-No. 3.-Pp. 335-340.
30. Shepard A. Price Discrimination and Retail Configuration // Journal of Political Economy.-1991.-Vol. 99.-No. 1.-Pp. 30-53.
31. Официальный сайт ФАС России. Презентация О.О. Смирновой «Антимонопольное регулирование розничных рынков нефтепродуктов: практика, анализ, инициативы». [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://fas.gov.ru/analytical-materials/analytical-materials_30815.html